Afro-Cubano dance studio
Официальный сайт
Первой на Украине школы афро-кубинских танцев

Ethnic PopularTerminology
 

salsa

 

САЛЬСА

Сальса (от испанского salsa — «соус») - музыкальный стиль и танец кубинского происхождения. Сальса - один из основных и господствующих музыкальных жанров испаноговорящей части населения Карибского бассейна и других регионов Латинской Америки. Сегодня это самый популярный в мире танец латиноамериканского происхождения. 

Сальса — наиболее популярная музыка в латиноамериканских танцевальных клубах и, как сказал Эд Моралес (Ed Morales), является "задающей ритм для всей латиноамериканской музыки". "самой популярной танцевальной музыкой в пуэрториканских и кубинских сообществах и в центральной и южной Америке", так же этот композитор называл жанр «одним из наиболее динамичных и значительных панамериканских музыкальных явлений 70-х и 80-х годов». Композитор Питер Мануэль (Peter Manuel) назвал этот стиль

Современная сальса остаётся танцевально ориентированным жанром и тесно связана со стилем танцевальная сальса (dancing salsa). 

 


Есть несколько версий происхождения названия "сальса". Общеизвестно, что salsa обозначает "соус". По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько "завела" присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: "Salsa! Salsa!", подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении. 

 


По другой версии, название произошло от очень популярного в начале века кубинского сона "Echale Salsita". Согласно этой версии, в конце 60-х в США в Мэдисон Сквер Гарден (Madison Square Garden) состоялся грандиозный концерт, организованный Fania All Stars, на котором латиноамериканские исполнители представили свое "новое изобретение" – ритм boogaloo – ничто иное, как модернизированный кубинский сон, смешанный с меренге, боссановой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Глядя, как люди с разных концов Америки самозабвенно танцуют под новый ритм, Тито Пуэнте (Tito Puente, 1923—2000). вспомнив слова старого сона, изрек: "Esto es una gran salsa!", что дословно переводится как "Великолепный cоус!". Великий сонеро подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно "вкусную" смесь. 


Слово понравилось больше, чем первоначальное название, и быстро распространилось по всей территории Америки. В настоящее время под воздействием современных ритмов сальса также претерпевает изменения. В конце XX столетия, в частности, возникли два таких направления как "salsa dura" и "salsa nueva" (вслед за "tango nuevo" и "nuevo flamenco").

 

cha-cha

ЧА-ЧА-ЧА

Ча-ча-ча возник в процессе эволюции и экспериментов кубинского композитора Энрике Хоррина (Enrique Jorrin, 1926-1987) с Дансоном.  Танец быстро стал популярным, и в начале 50-х распространился в танц-залах Америки. К 1956 году, танец ча-ча-ча стал более популярным, чем мамбо. В отличие от мамбо (mambo), музыка ча-ча-ча была медленнее. 
Музыкальные инструменты Ча-ча-ча были заимствованы у Дансона, который на Кубе
Изначально не существовало четкого разделения танцев румба и ча-ча-ча, из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта приводящие к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, и приобрела свое обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть — первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть — первая доля, так называемое — «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

 


 

Сейчас ча-ча-ча – визитная карточка латиноамериканской поп-музыки, поскольку на ритм легко ложится почти любая аранжировка. А вот на улицах ча-ча сейчас почти не танцуют. исполняется группой Чаранга франсеса- музыкальное наследие эмигрантов войны за независимость Гаити. Основными музыкальными инструментами являются ударные, пианино и контрабас - они задают ритм, струнные - направляют ритм и создают гармоничность и флейта, которая создает завершённую мелодию. Расцвет Ча-ча-ча вернул из забвения этот вид группы, который уже стал терять своих приверженцев на острове, придав ему новый облик, сохранившийся до наших дней. У Ча-ча-ча стали появляться собственные образы и мифы, благодаря работам многочисленных композиторов, в - основном кубинских и мексиканских, которые вносили в это свой вклад.
В наше время Ча-ча-ча, как и другие танцы, снова входят в моду. Элегантное Ча-ча-ча со своим характерным ритмом, который, кажется, был специально создан для того, чтобы женщина с особой выразительностью смогла продемонстрировать свою красоту и женственность. Ча-ча-ча часто называют «танцем кокеток», ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт.

 

 
 

mambo
 

МАМБО

Слово «мамбо» произошло от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. 

Нынешняя форма Мамбо родилась в 40-е годы в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза, отцами которого стали Одилио Урфе (Odilio Urfe) и Арсенио Родригес (Arsenio Rodriguez). Родригес известен менее других, хотя является одним из истинных отцов Cальсы (Salsa). Слепой барабанщик с Кубы начал вычленять и развивать звучание Сона, и получился новый ритм. В 1938 году Орестэc Лопес (Orestes Lopez) организовал "Orquesta Arcanos", который начал играть новый ритм, и назвал его "Мамбо" (Mambo). Танец сложился позже, когда пары овладевали мелодией, импровизировали, создавая фигуры.

Чтобы сломить сопротивление "высшего обшества", Лопес начал внедрять в Мамбо элементы американского джаза. 

Знаменитому кубинскому композитору Дамасо Переса Прадо (Damaso Perez Prado, 1916-1989) очень понрабился новый ритм. Перес Прадо в своем оркестре увеличил количество духовых, и получилось новое звучание, и сразу же после появления на свет принялся завоевывать сердца тысяч людей по всему миру.

 


 

 Мамбо называют «грязным» танцем. Почему? Да потому, что в Мамбо много движений бедрами. Круговые, волнообразные, джазовые элементы пронизывают хореографию всего танца.

Музыка Мамба очаровательна и разнообразна, она отличается четким ритмом. Первоначально она исполнялась как румба с замедлением в конце темпа, т.е. на 4 удар в ритме 4/4. Некоторые музыканты использовали ритм 2/4, замедляя соответственно 2-ой и 4-ый удар. Акцент основного шага на 2-ой удар соблюдают на бальных танцах. Кубинцы используют задержку на любом ударе.

 

merengue

 МЕРЕНГЕ

Меренге (Merengue) - национальный танец Доминиканской республики и, также, до некоторой степени, Гаити, соседнего с ней государства, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4.


Этот танец является одним из самых распространённых и зажигательных танцев в мире. Раньше он не был так популярен, однако в последние годы сумел покорить множество людей, проживающих за пределами Латинской и Северной Америки, и, пройдя триумфальным маршем, надолго занять умы и, конечно же, тела людей во всём мире.


Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.


Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры. Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.

 

 
Первоначально танец выглядел таким образом: пары делали быстрые движения ногами, однако без подпрыгиваний и сильных движений бёдрами. Танец походил на кружение петуха вокруг курочки, чтобы влюбить её в себя, совершая ногами различного вида движения. Это было некий способ выражение своих чувств - ногами.
Со временем под воздействием различных культур, общения с представителями различных частей света, как и любое явление в жизни, произошли изменения и в Меренге. Он позаимствовал немного от Испании, немного от Африки, некоторые движения "гринго" (one-step), результатом чего ныне мы и можем наслаждаться. 


В отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Этот танец идеально подходит даже для маленького, переполненного танцпола. Несложный по шагам, меренге легко учится, многие считают его танцем-забавой, который может доставить наслаждение движением и музыкой даже начинающим танцорам
 

son
 

СОН

Кубинский сон – ритм, возникший в конце XIX века на Кубе. 

Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит и сон, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур – европейской (испано-арабской) и африканской. Чтобы не отвлекаться от темы, скажем только, что от испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) – барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения, при котором хор повторял несколько раз estribillo (припев). Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, т.к. были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью. Известно только о индокубинских Areitos, символе музыкального, танцевального и религиозного коллективного протеста коренных жителей, но такого индейского влияния, как на Юге и в Центральной части Южной Америки, на Кубе не наблюдалось. 

Изначально сон был распространен в основном в восточной части Кубы, особенно в самом Сантьяго и Сьерра Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках Chango. Приобретать популярность это музыкальное течение стало с 1892 г. благодаря исполнителю Нене Манфугас (Nene Manfugas), исполнявшему его вместе со своей группой, Son Montuno, на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался tres. И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов сона. Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться montuno. Основными инструментами, используемые тогда при исполнении сона, были упомянутый ранее трес, гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).

 

 

 

После конца войны с Испанией в 1898 году, кубинские сельские жители принесли народные гитарные мелодии в Гавану. В 1909 г. сон распространяется по всей территории Кубы, а в 20-х годах повсеместно исполняющие сон квартеты преобразуются в секстеты. Новое звучание в конце второй декады XX века ритм приобретает, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба, и секстеты становятся септетами. Так произошло, например, с знаменитым "Sexteto Habanero", который стал септетом, хотя название осталось прежним. 

Исак Овиедо (Isaac Oviedo), одним из создателей сона, научился играть на гитаре, наблюдая за другими музыкантами, позже основал группу "Santiga Casaga" (использовал при исполнении литавры, аккордеон и гитару). В 1926 году Овиедо привёз группу "Sexteto Matanzero" в Гавану. Позже Эмилио Орфе (Emilio Orfe) создал Данcон (Danzon) - стиль, использующий скрипку, виолончель, флейту и африканские барабаны. Он возглавил свой первый оркестр в возрасте одиннадцати лет!

В 30-е годы огромное влияние на сон оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем сальсой. Таким образом, сама сальса представляет собой сплав ритмов, таких как: 
а) кубинские: сон (основа сальсы), дансон и его производные: румба (rumba), ча-ча-ча (cha-cha-cha), мамбо (mambo)

б) североамериканские: джаз, рок, свинг 
в) карибские: бомба, плена, кумбья 
г) южноамериканские: самба, танго
 
 

bachata

 БАЧАТА

Бачата (bachata) это музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.  

 Как правило, возникновение бачаты связывают с напряжённой социальной обстановкой, сложившейся в Доминиканской Республике к началу 60-х годов XX века после свержения диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо (Rafael Trujillo). Однако отдельные исследователи утверждают, что существуют источники, упоминающие бачату и в более ранее время — в 1922 и 1927 годах.

 

 

 

В те времена бачатой или кумбанчатой (исп. bachata, cumbanchata) называли шумные вечеринки бедняков с непременными обильными возлияниями. Эти сборища бедноты устраивались буквально где угодно — во внутренних двориках домов или же просто в тени деревьев на улицах. Музыка таких сборищ-бачат считалась вульгарным порождением низших классов, песнями нищих кварталов, повествующими о проблемах бедняков, неразделённой любви и прочих жизненных невзгодах. Именно поэтому бачату называют «m?sica de amargue» — музыка горечи.

В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона, при этом характерной особенностью бачаты является отсутствие в ней ритма «клаве», что подтверждает её оригинальное доминиканское происхождение. Тем не менее, на развитие бачаты оказали влияние такие исполнители и композиторы, как трио «Лос Панчос» (Los Panchos), трио «Матаморос» (Matamoros) и Хулио Харамильо (Julio Jaramillo).

Хореография бачаты сравнительно проста: четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнёры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце — тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

 
 

rueda
 

РУЭДА

 Руэда-дэ-Касино (Rueda de Casino, или просто - Rueda) - это народный кубинский танец в стиле Сальсы (Salsa), один из способов танцевать кубинскую сальсу, касино. Слово "rueda" в переводе с испанского обозначает "колесо, круг". Руэдой называется танец, который танцуют несколько пар, руководимые одним человеком - лидером, при этом меняясь партнерами. Каждый танцующий обязательно должен знать движения (vueltas) и строго следовать указаниям лидера. То есть, руэда имеет свою четко выверенную хореографию, в отличие от других стилей, где возможны вариации. Иначе и быть не может - ведь руэда коллективный танец, и ошибки одной пары приведут к преждевременному и некрасивому его завершению.

Если Вы любите танцевать Сальсу, тогда представьте себе, что будете делать это не с одним человеком, а с большой и весёлой группой. Представьте… Вы идете в свой любимый ночной клуб, звучит заводная музыка, танцует много пар, которые потом собираются в круг. Вы должны знать шаги, названия фигур и сигналы, тогда всё будет легко, танец доставит наслаждение и единение с другими.

Casino имеет отношение к разным видам поворотов и фигурам, которые Вы можете увидеть в обычном парном танцевании Сальсы. Во время Руэды главное - внимательно слушать, тогда вы услышите фразы, подобные "dame una" (дай одну), "dame dos con vuelta" (дай мне две с поворотом), "exhibela" (покажи её). Список можно продолжать до бесконечности.

Интересно, что истоки руэды лежат в танцах, которые были в моде во французских салонах в XVIII веке. Сама форма руэды - смена партнеров в кругу - имеет колониальное происхождение, вероятно, возникшая из танца "mezcla", который был смесью французских придворных танцев (привезённых на Кубу гаитянами) и местных афро-кубинских танцевальных движений. Позже эти танцы пришлись по душе местному "высшему обществу". Из поколения в поколение танец менялся, так как танцоры, переняв сам принцип группового танца, поменяли изначальные движения на движения касино. Так родилась та "руэда де касино", которая повсеместно танцуется сейчас. На Кубе, чтобы танцевать руэду, танцор прежде должен в совершенстве изучить фигуры и шаги касино.

 

 

Танец Rueda de Casino первоначально исполнялся в 1950-х годах на Кубе в закрытых клубах, называвшихся "casinos deportivos", и в чём-то был схож с Ча-ча-ча. Такие закрытые клубы проводили танцевальные вечеринки с живыми оркестрами, где танцоры собирались и создавали новые стили, придумывали новые фигуры. Именно в таких клубах был рождён стиль "La Rueda". В конце 1950-х годов на Кубе Руэда уже был очень популярным танцем, который танцевали везде, это было, буквально, повальное помешательство и увлечение. Его танцевали на улицах, в клубах, дома с друзьями. 

В 60-70-х годах ХХ века, когда мир переживал "бум сальсы", приобрела большую популярность и руэда - уже не как "салонный танец", а напротив, как народное развлечение. Руэду танцевали "районными командами", так сказать, баррио на баррио. Регулярно устраивались конкурсы, победителями которых становились руэды, сумевшие продержаться без ошибок большее количество времени, проявив при этом отточенность и красоту движений. Эта традиция, разумеется, сохранилась и до наших дней. Конечно же, в каждом баррио изобретались свои движения. Если пара хотела войти в руэду, она спрашивала разрешения у лидера, и начинала танцевать со всеми лишь получив его согласие. При этом если пара была из другого баррио и лидер хотел корректно "избавиться" от нее, он объявлял какое-нибудь специфичное движение, изобретенное конкретно в этой руэде, и "чужая пара", неизбежно ошибаясь, "выбывала из игры".

С кубинской эмиграцией в США (особенно большой приток пришёлся на Майями), кубинская культура, музыка и танцы расцвели и в Америке. Здесь, наряду с мамбо, ча-ча-ча и сальсой, опять возродилась руэда. Потом руэда пришла в Лос-Анджелес и в Сан-Франциско.

Руэда - это искусство общения, которое требует от танцоров быть быстрыми и в состоянии "боеготовности". Лидер выкрикивает название фигуры, направляя танцующих к коротким комбинациям из шагов, поворотов, и к последующей смене партнёров. Уже насчитали около 150 движений и фигур, имеющих свои собственные названия, многие из них содержат юмор и двойной смысл. Многие фигуры идут с сигналом рукой или жестом, которые необходимы в больших кругах и в ночных клубах, где громко играет музыка. Каждый танцующий внимательно следит за Лидером. Когда попадаешь в ритм руэды, включаешься в танец - это опьяняет и захватывает.

Число участвующих в руэде пар - от двух до 20-30. Роль лидера - самая ответственная в руэде. Его задача - командовать (cantar) и следить, чтобы пары не запутались в движениях и танец не был испорчен. Впрочем, иногда, когда в руэде много пар, лидер поступает с точностью до наоборот, и тогда получается очень забавная и красивая игра. Лидер объявляет всевозможные сложные фигуры, а пары из всех сил стараются изобразить нечто похожее на нужное движение. Пара, которая ошибается, выбывает. Дух соперничества между парами придает руэде азарт, а ее участники более четко исполняют движения, что делает красивым танец.

Чтобы руэда получилась красивой, не обязательно пары должны делать много движений или исполнять чересчур долгие и запутанные движения. Очень многое зависит от лидера, его способности четко, легко произносить команды, "украшая" их коротенькими забавными комментариями, например, "dame" (otra que esta no me gusta) - "дай мне" (другую парнершу, эта мне не нравится). Естественно, что лидер не должен изобретать движений на ходу или использовать движения, которые неизвестны большинству участников руэды

 

reggeton

РЕГГЕТОН

Реггетон (по испанский reggaeton или regueton) — музыкальный стиль и танец, возникший в Панаме и Пуэрто-Рико под влиянием регги, дансхолла и рэпа, и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также среди латиноамериканцев, проживающих в США.

Это музыкальное направление зародилось в США благодаря обитавшим там эмигрантам из Пуэрто-Рико и Панамы, в начале восьмидесятых. Реггетон возник в начале 1990-х годов, вобрав в себя влияние ямайской музыки регги, техно-музыки, рэпа, а также традиционных стилей пуэротриканской музыки — бомбы и плены. Сходен с североамериканским хип-хопом: ритмичная музыка в сочетании с рэп-речитативом; последний обычно читается на испанском языке. В середине 90-х стиль проникает в среду латиноамериканцев, живущих в США, при этом местная молодёжь воспринимает это направление музыки с большим энтузиазмом — отчасти благодаря современному звучанию, а отчасти благодаря его латиноамериканскому происхождению. 

Реггетон с легкостью сочетает в себе несколько различных стилей. От регги в нем нет практически ничего несмотря на то что причастные к нему утверждают что его ритм является новой ступенью в эволюции ритма регги. Второй составляющей реггетона является собственно рэп или речевка (fraseo) которую в городе Колон (Панама) называют «el ton» (тон). Вот и получается простое уравнение: регги плюс тон равно реггетон. Большинство «реггетонцев» - пуэрториканцы. 
Наиболее яркие представители данного стиля:
Раймонд Айяла, больше известный как Дэдди Янки,  пуэрториканец Вильям Омар Ландрон (Дон Омар), Тего Кальдерон, Хомар Колон Рэйес (Jomar Colon Reyes), также уроженец Пуэрто-Рико.

У реггетона есть и своя королева Айви Квин (Ivy Queen), пуэрториканка чьим билетом к славе стал альбом «Грубиянка» (Rude Girl).  Без романтики не обойтись нигде, даже в реггетоне. За романтику тут отвечают мальчиковые дуэты. Например сердцееды Магнат и Валентино с диском «Без границ». 

Латиноамериканцы, безусловно на стороне реггетона хотя бы из соображений поддержки распространенного стереотипа «горячих латинских парней»: раз ты латино тебе должна нравится музыка которая объединяет и разжигает огонь в крови. Однако же реггетон продолжает завоевывать страны и континенты. Испания уже пала перед его чарами. Самыми популярными эм-си (maestros de ceremonia) были пуэртопиканец Вико Си и уроженец Панмы Чичомэн. Сейчас реггетоном заболели многие и многие тысячи людей по обе стороны Атлантики и есть европейцы пытающиеся делать реггетон. 

Хотя реггетон испытал большое влияние хип-хопа, было бы неправильным считать его просто «испанизированной» версией этого стиля, поскольку реггетон имеет несколько иной ритм.

 
 

 
 
 




© 2008 All rights are reserved!
Любое копирование материалов с
настоящего сайта разрешено только с прямой ссылкой на него!
Site created by:
Serge SAVoyage Antonov (idea)
Kate KEY HEDERA Pljusch (design)